Театр
Знакомство с театральной жизнью
военного Новосибирска

Новосибирск не только хранил, но и показывал: в городе часто проходили показы театральных постановок разных театров и объединений. Среди них были Центральный детский театр, Московский театр оперетты, Московский театр кукол под руководством С. В. Образцова, Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина, Ленинградский ТЮЗ, Белорусский драматический театр им. А. В. Луначарского, Еврейский театр БССР, Новый ТЮЗ Ленинграда, Нарымский окружной театр, Ленинградский театральный институт.


Предлагаем познакомиться с некоторыми из них и узнать, какую роль они сыграли

в жизни города и фронта1.

Навигация по разделу
Артисты Ленинградского академического театра им. А. С. Пушкина работали на сцене областного драматического театра «Красный факел». 1941-1944 гг.

Театр был основан в середине XVIII века по указу императрицы Елизаветы Петровны. Первоначально назывался «Русский театр для представлений трагедий и комедий» и являлся первым постоянным публичным театром
в России. В XIX веке его переименовали в «Александринский театр»,
в XX веке он снова был переименован – в «Государственный театр драмы», затем ему было присвоено имя А. С. Пушкина.
3 сентября 1941 года в Новосибирск из Ленинграда прибыл театр имени Пушкина4.
«Советская Сибирь» от 16 сентября 1941 года.
Начало сезона
в Новосибирске
Ленинградский театр им. Пушкина начал свой 109-й сезон
в эвакуации в Новосибирске, представив пьесу «Суворов».

За время пребывания театра в эвакуации на сибирской сцене
было поставлено десять премьерных спектаклей.
Всего 1 200 спектаклей и полтора миллиона зрителей –
таков итог работы театра в Новосибирске3.
Рецензия на спектакль «Суворов» в газете «Советская Сибирь» от 27 сентября 1941 года
За время нахождения в Новосибирске коллектив театра принял участие
в создании боевого жанра политической сатиры «Огонь по врагу»
вместе с Новосибирским радиокомитетом. Творческая группа в составе баяниста-виртуоза И. И. Маланина, артистов К. И. Адашевского
и А. Ф. Борисова стала невероятно популярной. Фамилии героев передачи – разведчиков Шмелькова и Ветеркова – знали все новосибирцы.

Радиопередачи «Огонь по врагу» стали, пожалуй, самой популярной рубрикой Новосибирского радио. Уличные репродукторы собирали толпы народа
даже в самые сильные морозы. Когда раздавались знакомые позывные радиопередачи, на центральной улице города, где было трамвайное кольцо, останавливалось движение. Трамваи выстраивались в ряд, а пассажиры окружали висевший репродуктор и не расходились до конца передачи.

Позднее радиопередача переросла в эстрадное выступление, неизменно проходившее с огромным успехом.
Фото с радиопередачи «Огонь по врагу», 1942 года (НГАДТ «Красный факел»)
Артисты творческой группы «Огонь по врагу», в центре – И. И. Маланин. Маланин был слеп от рождения, но это не мешало ему научиться играть на множестве музыкальных инструментов. Он аккомпанировал многим певцам, в том числе Лидии Руслановой и Леониду Утёсову.
Подводя итоги Ленинградский академический театр драмы А. С. Пушкина провел 3253 мероприятия. В репертуаре было 23 постановки, 11 из которых были премьерные и созданы в Новосибирске.
4 июля 1944 года театр дал свой последний спектакль с «Отелло» Шекспира, после чего отправился в родной Ленинград. Уезжая артисты получили большую благодарность от руководства, организаций области и от сибиряков1.
Московский театр кукол под руководством С. В. Образцова
также был эвакуирован в Новосибирск с определенной боевой миссией.

Государственный академический центральный театр кукол
имени С. В. Образцова — один из крупнейших в мире кукольных театров.
Он был создан в 1931 году по инициативе Центрального дома художественного воспитания детей, и возглавил его Сергей Владимирович Образцов5.
Сергей Образцов
Фото: www.visualrian.ru
Сам С. В. Образцов был инициатором того, чтобы кукольное ремесло не пропало за военное время. «Кому нужны эти тухлые куклы? Нужны врачи, инженеры нужны. Ощущение ненужности, это самое большое несчастье для человека, особенно, когда страна в опасности», – вспоминал Образцов в 1981 году. Но это не поколебало его решимости.
В годы Великой Отечественной войны театр С. В. Образцова организовал 16 концертных фронтовых бригад. Выступали на передовой, поднимая дух бойцов перед тяжёлыми сражениями.
Именно в это время в «Британской энциклопедии» появилась статья о Сергее Владимировиче,
в которой его называли установителем кукольного театра как формы искусства2.
В Новосибирске театр создал крупнейшую в РСФСР базу по организации фронтовых агитбригад, где солдат обучали делать кукол и водить их.
«Наша задача – в самый короткий срок научить вас работать с куклами
и придумать веселую фронтовую кукольную программу». Таким образом,
в 1942 году был создан отдельный жанр, появившийся в военное время – «Фронтовая программа», придуманная Сергеем Образцовым. Что самое интересное, на работу в кукольный театр вышли солдаты Красной Армии
с Сибирского военного округа. Солдаты сами создавали кукол вместе
с художественной мастерской, рисовали эскизы будущих кукол,
которые отправлялись на утверждение в художественный совет.

Солдаты отправлялись на обучение, чтобы овладеть навыком Острой политической сатиры вместе с С. В. Образцовым. Это была серия пародийных скетчей на политические темы, которая пользовалась огромной популярностью. Именно в годы войны был задуман спектакль, созданный счастливыми победителями в 1946 году и наполненный энергией жизни – «Необыкновенный концерт»2.
В. Терехова ведет занятия на семинаре в Новосибирске
Белорусский государственный еврейский театр, так же был эвакуирован в Новосибирск и проработал на сцене 1942-1946 гг.

Еврейский театр в Советском Союзе, в том числе в Белоруссии, начал формироваться в 1920-е годы. В 1921 году в Москве открылся Белорусский государственный институт сценического искусства, а спустя год при нем создали Еврейскую студию драмы и музыки. Позже, в октябре 1926 года,
в столице официально объявили о создании Белорусского государственного еврейского театра (БелГОСЕТ). Уже в конце 1926 года театр переехал в Минск, где и работал большую часть своей истории1.
Коллектив БелГОСЕТа
В день нападения Германии на Советский Союз актерская труппа БелГОСЕТа находилась в Витебске. Вскоре здесь уже проходила линия фронта. Преодолев множество трудностей, без каких-либо перспектив и финансовой поддержки, театр сумел перебраться в Новосибирск. В марте 1942 г. в Новосибирске театр возобновил свою работу и получили поддержку на финансирование в эвакуации.

Его разместили в здании Дома Ленина, в самом центре города, вместе с новосибирским ТЮЗом. Спектакли играли на идише. За годы войны коллектив театра дал около трехсот спектаклей в Новосибирске, их посетили свыше ста тысяч зрителей. Более полутысячи концертов прошли на предприятиях, в колхозах, госпиталях, в воинских частях, в том числе на передовой.

За годы эвакуации Еврейский государственный театр поставил в Новосибирске
14 спектаклей, 7 из которых были созданы в Новосибирске.
Статья из газеты «Советской Сибири» 28 марта 1942 года.
После войны, актеры долгое время не могли получить разрешение для возвращения на Родину. Минский театр был разрушен во время боев и нуждался в ремонте, было принято решение его закрыть. Основная причина это «среди работников театра длительное время распространялись националистические настроения, будто бы русские и белорусы повинны в смерти тысяч евреев,
так как не защитили их от немцев и помогали немцам в истреблении евреев».

12 марта 1949 года Совет Министров Белорусской ССР издал приказ о закрытии Белорусского государственного еврейского театра6.
Ленинградский Новый ТЮЗ (Ленинградский Новый театр юного зрителя)

Ленинградский Новый ТЮЗ — это был филиал Ленинградского ТЮЗа, который после стал самостоятельным театром, получившим название Новый ТЮЗ
и просуществовал 10 лет 1935-1945.

Сначала войны актеры театра выезжают на фронт со спектаклями и концертами. После театр был эвакуирован в Анжеро-Судженск город в Кемеровской области. После года работы там, театр был перевезен в Новосибирск, а наш Новосибирский ТЮЗ был отправлен на замену Ленинградского, где они проработали полтора года. Театр разделился на тех кто работал выступал в городе и те кто уехал во фронтовую бригаду.
Коллектив «Нового ТЮЗА»
И уже 31 октября 1942 года Новый ТЮЗ открывает сезон 1942/43 и выходит на Новосибирскую сцену Дома Ленина со спектаклем «День живых» Александры Бруштейн. Так же ТЮЗ выступал на сценах домов культуры,
в воинских подразделениях.

Весной 1945-го ленинградская газета «Смена» сообщит: «В ближайшие дни
в Ленинград возвращается в полном составе Новый ТЮЗ во главе
с заслуженным артистом РСФСР Б. В. Любошевским, заслуженными артистами Е. А. Уваровой, В. П. Беюл, Т. С. Волковой и др.»1.
Приглашение на спектакль «День живых» 1942 года.
Вернувшись в Ленинград судьба театра сильно поменялась. Новый ТЮЗ было принято закрыть,
так как для одного города два детских театра это много, было принято решение вновь объединить два коллектива в один. Так в городе снова появился один единственный и работающий до сих пор Театр юного зрителя имени А. А. Брянцева1.
Список использованных источников:
  1. Голодяев, К. А. Новосибирск военный в воспоминаниях современников / К. А. Голодяев. — Новосибирск : Экселент, 2022. — 383 с.
  2. Московский Театр Кукол. Куклы на войне. Образцов // YouTube. – URL : https://www.youtube.com/watch?v=DInI41IheOI&ab_channel=МосковскийТеатрКукол (дата обращения: 16.03.2025)
  3. Советская Сибирь [Электронный ресурс] : газета. – 1941. – URL : https://www.spsl.nsc.ru/fulltext/GAZ/Советская_Сибирь/1941.pdf (дата обращения: 10.02.2025)
  4. История театра // Александровский театр : [сайт]. — URL : https://alexandrinsky.ru/o-teatre/istorija-teatra/ (дата обращения: 20.02.2025)
  5. История театра // Государственный академический Центральный театр кукол имени С.В. Образцова : [сайт]. — URL : https://puppet.ru/istoriya-teatra (дата обращения: 11.03.2025)
  6. Белорусский государственный еврейский театр // Кино-театр : [сайт]. — URL : https://www.kino-teatr.ru/teatr/776/ (дата обращения: 23.05.2025)
Made on
Tilda