Театр
Знакомство с театральной жизнью
военного Новосибирска

Новосибирск не только хранил, но и показывал: в городе часто проходили показы театральных постановок разных театров и объединений. Среди них были Центральный детский театр, Московский театр оперетты, Московский театр кукол под руководством С. В. Образцова, Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина, Ленинградский ТЮЗ, Белорусский драматический театр им. А. В. Луначарского, Еврейский театр БССР, Новый ТЮЗ Ленинграда, Нарымский окружной театр, Ленинградский театральный институт.


Предлагаем познакомиться с некоторыми из них и узнать, какую роль они сыграли

в жизни города и фронта1.

Артисты Ленинградского академического театра им. А. С. Пушкина работали на сцене областного драматического театра «Красный факел». 1941-1944 гг.

Театр был основан в середине XVIII века по указу императрицы Елизаветы Петровны. Первоначально назывался «Русский театр для представлений трагедий и комедий» и являлся первым постоянным публичным театром
в России. В XIX веке его переименовали в «Александринский театр»,
в XX веке он снова был переименован – в «Государственный театр драмы», затем ему было присвоено имя А. С. Пушкина.
3 сентября 1941 года в Новосибирск из Ленинграда прибыл театр имени Пушкина4.
«Советская Сибирь» от 16 сентября 1941 года.
Начало сезона
в Новосибирске
Ленинградский театр им. Пушкина начал свой 109-й сезон
в эвакуации в Новосибирске, представив пьесу «Суворов».

За время пребывания театра в эвакуации на сибирской сцене
было поставлено десять премьерных спектаклей.
Всего 1 200 спектаклей и полтора миллиона зрителей –
таков итог работы театра в Новосибирске3.
Рецензия на спектакль «Суворов» в газете «Советская Сибирь» от 27 сентября 1941 года
За время нахождения в Новосибирске коллектив театра принял участие
в создании боевого жанра политической сатиры «Огонь по врагу»
вместе с Новосибирским радиокомитетом. Творческая группа в составе баяниста-виртуоза И. И. Маланина, артистов К. И. Адашевского
и А. Ф. Борисова стала невероятно популярной. Фамилии героев передачи – разведчиков Шмелькова и Ветеркова – знали все новосибирцы.

Радиопередачи «Огонь по врагу» стали, пожалуй, самой популярной рубрикой Новосибирского радио. Уличные репродукторы собирали толпы народа
даже в самые сильные морозы. Когда раздавались знакомые позывные радиопередачи, на центральной улице города, где было трамвайное кольцо, останавливалось движение. Трамваи выстраивались в ряд, а пассажиры окружали висевший репродуктор и не расходились до конца передачи.

Позднее радиопередача переросла в эстрадное выступление, неизменно проходившее с огромным успехом.
Фото с радиопередачи «Огонь по врагу», 1942 года (НГАДТ «Красный факел»)
Артисты творческой группы «Огонь по врагу», в центре – И. И. Маланин. Маланин был слеп от рождения, но это не мешало ему научиться играть на множестве музыкальных инструментов. Он аккомпанировал многим певцам, в том числе Лидии Руслановой и Леониду Утёсову.
Московский театр кукол под руководством С. В. Образцова
также был эвакуирован в Новосибирск с определенной боевой миссией.

Государственный академический центральный театр кукол
имени С. В. Образцова — один из крупнейших в мире кукольных театров.
Он был создан в 1931 году по инициативе Центрального дома художественного воспитания детей, и возглавил его Сергей Владимирович Образцов5.
Сергей Образцов
Фото: www.visualrian.ru
Сам С. В. Образцов был инициатором того, чтобы кукольное ремесло не пропало за военное время. «Кому нужны эти тухлые куклы? Нужны врачи, инженеры нужны. Ощущение ненужности, это самое большое несчастье для человека, особенно, когда страна в опасности», – вспоминал Образцов в 1981 году. Но это не поколебало его решимости.
В годы Великой Отечественной войны театр С. В. Образцова организовал 16 концертных фронтовых бригад. Выступали на передовой, поднимая дух бойцов перед тяжёлыми сражениями.
Именно в это время в «Британской энциклопедии» появилась статья о Сергее Владимировиче,
в которой его называли установителем кукольного театра как формы искусства2.
В Новосибирске театр создал крупнейшую в РСФСР базу по организации фронтовых агитбригад, где солдат обучали делать кукол и водить их.
«Наша задача – в самый короткий срок научить вас работать с куклами
и придумать веселую фронтовую кукольную программу». Таким образом,
в 1942 году был создан отдельный жанр, появившийся в военное время – «Фронтовая программа», придуманная Сергеем Образцовым. Что самое интересное, на работу в кукольный театр вышли солдаты Красной Армии
с Сибирского военного округа. Солдаты сами создавали кукол вместе
с художественной мастерской, рисовали эскизы будущих кукол,
которые отправлялись на утверждение в художественный совет.

Солдаты отправлялись на обучение, чтобы овладеть навыком Острой политической сатиры вместе с С. В. Образцовым. Это была серия пародийных скетчей на политические темы, которая пользовалась огромной популярностью. Именно в годы войны был задуман спектакль, созданный счастливыми победителями в 1946 году и наполненный энергией жизни – «Необыкновенный концерт»2.
В. Терехова ведет занятия на семинаре в Новосибирске
Список использованных источников:
  1. Голодяев, К. А. Новосибирск военный в воспоминаниях современников / К. А. Голодяев. — Новосибирск : Экселент, 2022. — 383 с.
  2. Московский Театр Кукол. Куклы на войне. Образцов // YouTube. – URL : https://www.youtube.com/watch?v=DInI41IheOI&ab_channel=МосковскийТеатрКукол (дата обращения: 16.03.2025)
  3. Советская Сибирь [Электронный ресурс] : газета. – 1941. – URL : https://www.spsl.nsc.ru/fulltext/GAZ/Советская_Сибирь/1941.pdf (дата обращения: 10.02.2025)
  4. История театра // Александровский театр : [сайт]. — URL : https://alexandrinsky.ru/o-teatre/istorija-teatra/ (дата обращения: 20.02.2025)
  5. История театра // Государственный академический Центральный театр кукол имени С.В. Образцова : [сайт]. — URL : https://puppet.ru/istoriya-teatra (дата обращения: 11.03.2025)
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website